Феникс: тест-драйв Pontiac Firebird

Возрожденная легенда. Неформатный тест драйв легендарного масклкара Pontiac Firebird. Начав рассказ об этой машине, мне ужасно захотелось развести околофилософскую муть относительно того, какую силу имеют желания и мечты. Да, с одной стороны, когда то в детстве Pontiac Firebird действительно был пределом моих мечтаний, а теперь я просто так могу взять и порулить своей детской мечтой. Это трогательно, поучительно, но…

Черт подери, кому интересны сентиментальные переживания повзрослевшего второклассника? Да, действительно, когда я был маленьким, кажется, именно эту машину продавали на территории «дикого» автосалона, расположенного на территории парковки Театра Оперы и Балета. И каждый день после школы, до тех пор, пока Firebird не продали, я ходил смотреть на него, словно загипнотизированный. Эта машина была моей первой любовью, первой страстью. Но время идет, да, безусловно, поняв, что я смогу прокатиться на этой краснобокой блестящей махине, я возликовал, но моя радость была скорее сопоставима с теми эмоциями, которые испытывает добившийся успеха бывший студент, случайно встретив в баре свою прежде желанную и недоступную, но теперь дважды разведенную и неустроенную однокурсницу.

Все-таки забавные штуки вытворяет космос — никогда не знаешь, каким образом могут исполниться твои мечты.

Как бы то ни было, вне зависимости от моего возраста, габариты и очертания Firebird, как и прежде, производят на меня сильное впечатление. Подойдя к спортивному купе, невольно испытываешь трепет — ведь ты понимаешь, что оно длиннее топового баварского внедорожника (4986 мм), а на его капоте можно устроить маленький аэродром (порядка полутора метров американской стали и пластика). Привыкнув к пропорциям европейских и японских спорткаров, на фоне этого автомобиля невольно ощущаешь себя маленьким, как будто деревья снова стали большими, а ты только закончил второй класс. Тоже самое чувствуешь, подойдя к ее дверям — открывая их, ты словно распахиваешь ворота гаража, а не двери автомобиля.

Но я не могу сказать, что мне понравились двери этой машины — время и неумолимый тюнинг, лишивший их привычных ручек, сделали свое дело. Функционально они очень неудобны — со стороны водителя машина отпирается кнопкой, а пассажир вынужден ждать, пока милосердный пилот отопрет «ворота» изнутри. Каждый раз, когда я вижу последствия шейвинга (направление тюнинга, предполагающее тотальное выравнивание кузова — маскировка ручек, отсутствие шильдиков и пр.), я вспоминаю, как несколько раз танцевал вокруг своей машины зимой, пытаясь хоть как-то отпереть примерзшие двери. Но у меня есть нормальные ручки, и даже при этом пару раз мне приходилось туго. Как в Сибири жить шейверам, не имеющим теплого гаража, — я не представляю.

Хотя вообще-то не стоит представлять себе такую машину в качестве повседневного транспортного средства. Даже не вдаваясь в технические моменты (о них мы расскажем позже), глядя на кузов этого автомобиля, понимаешь что Pontiac Firebird создан для стран с теплым или хотя бы умеренным климатом. Дело в том, что эта машина имеет тип кузова «тарга» — фактически это помесь между купе и кабриолетом. При желании водитель может снять прозрачные панели крыши и заднее стекло. Таким образом, выполнив пару несложных манипуляций, мы получаем вместо большого купе огромный спортивный пикап. Во время проведения теста на улице было довольно холодно, и мы не стали этого делать, но на фотографиях салона отчетливо видна уплотнительная резинка и край ветрового стекла — если у машины такой тип кузова, фотографу очень удобно снимать интерьер.

Собственно — интерьер. Сев в эту машину, я еще раз предположил, что американцы для нас — это немного инопланетяне. Тут все сделано как-то непривычно для русского или европейца — логика приборной панели, замка зажигания, расположение АКПП и даже регулировка сидений — все какое-то странное, самобытное. Например, как сделаны кресла. То, что они большие и кожаные, меня не удивляет, дело в другом.

Во-первых, у них какая-то совершено необычная система расположения ремня безопасности — его приходится натягивать, вытягивая ленту снизу. Это надо показывать — русский язык слишком скуден для того, чтобы облечь эти действия в вербальную форму. Во-вторых, этот же самый ремень расположен таким образом, что пассажиру, решившему сесть на заднее сиденье, приходится под ним пролазить — когда опускается спинка переднего кресла, освобождая дверной проем, ремень натягивается словно шлагбаум.
Кстати, пытаясь настроить водительское кресло, я обнаружил доселе мне нигде не встречавшуюся логику работы рычажка салазок — для того, чтобы сместить положение таза относительно педалей, рычаг приходится двигать вбок, а не вверх, как нас приучили японские, русские и европейские производители. Эта особенность никак не характеризует машину, но совершив это непривычное действие, невольно вспоминаешь о том, что на планете есть места, где в каждом доме есть сушилка для салата, а во время пикника на костре вместо сосисок жарят кусочки зефира.

Еще одним довольно странным моментом оказался бардачок, вернее, его отсутствие. На месте привычного перчаточного ящика находится небольшой кожаный конверт, в который не входит ничего крупнее скромной стопки купюр или пары компакт-дисков. Эдакий бардачок-портмоне. Ну, скажите мне, как так вышло, что в такой большой машине не нашлось пространства для небольшого перчаточного ящика? Уму непостижимо.

Поехали дальше. Багажник «Огненной птицы» представляет собой неловкую ванно-подобную нишу, настолько узкую, что туда невозможно положить ровным счетом ничего. То пространство, которое, по идее, должно было сделать из «ниши» полноценное багажное отделение, съел короб заднего моста. Но, несмотря на некоторую ущербность багажного отделения, американские конструкторы все же нашли способ спрятать в него запаску — она прикреплена вертикально, под обшивкой багажника, с правой стороны. Кстати, нынешний хозяин этого Firebird рассказал, что узнал о том, что у него, оказывается, есть запаска, только, когда возникла необходимость разобрать салон перед перекраской кузова. Действительно, какой нормальный автомобилист будет искать ее там. Но повторюсь, этот автомобиль настолько огромен, что в его обшивке можно спрятать не только «банан» но и небольшой оперный театр.

Кажется, что американцы специально хотели подчеркнуть свою особенность — они даже личинку замка зажигания сделали необычной. Вставив ключ в замочную скважину, нужно повернуть не ручку ключа, а ушки подвижной «личинки», которая разблокируется, лишь когда внутри окажется полотно ключа.

Вставляем ключ, поворачиваем ушки и вдруг откуда-то сзади раздается раскатистое ф-ф-ш-бррррум-брррум. Во время запуска эта машина ревет так, как будто под ее капотом происходит небольшая атомная война. Резкий шелестящий бас оказался настолько мощным и неожиданным, что мне как-то сразу же захотелось вернуть все в прежнее состояние. Это очень мощная и очень наглая машина, она не скрывает своих сил — американская культура поощряет наглую маскулинность. Пять и семь десятых литра рабочего объема, поделенные между восьмью здоровенными цилиндрами. Триста пятьдесят «лошадей», порядка 600 Н.м. крутящего момента — этих сил достаточно, чтобы тянуть фуру, а не легковой автомобиль. Представьте себе, что такая мощь может сделать с резиной двух задних колес? Да она их в дым перемелет!

То, что эта машина умеет жечь резину, вы могли убедиться, взглянув на нашу обложку. Более того, имея изначально хорошие предпосылки для того, чтобы калечить задние покрышки, владелец нашего подопытного, решил эту способность развить еще больше. Для этого он установил кран, перекрывающий задний тормозной контур. Так что теперь, остановившись на светофоре, можно устроить жесткий дымный «бернаут». Просто нажимаете на тормоз и одновременно с этим на газ.

Эффект просто потрясающий — машина прижимает морду, приподнимает зад и ты слышишь, как сзади начинает истерически визжать резина. За несколько секунд исполнения подобного упражнения машина полностью исчезает в дыму. К слову, я прошу прощения у того водителя зеленого «Жигули», которому пришлось терпеть куски нашей горелой резины на своем ветровом стекле. Но что поделать — искусство требует жертв, а талант нуждается в демонстрации.

Кстати, о «Жигули». Во время съемок этого автомобиля, я обнаружил, что один мой коллега, которому я не так давно давал воспользоваться моим фотооборудованием, сломал мне уникальный итальянский штатив для съемки в стиле «риг-шот» (съемка в динамике). Узанав об этой поломке постфактум, мы битый час на пару с владельцем машины пытались разблокировать заклинившее «колено». Ладно, ерунда — мелкие неприятности случаются. В итоге, плюнув на этот недочет, завершили съемку вопреки обстоятельствам. Закончив снимать «риг», я бросил заклинившее «железо» на асфальт неподалеку от машины, переключившись на работу над другими ракурсами.

И тут я понимаю, что проезжавшая мимо, наглухо затонированная «шоня», видимо по причине временной слепоты водителя, наезжает на мой чертов итальянский штатив. Какого ***?! Я был готов убить всех, кто сидел в этом «Жигули». «Под ноги смотрите, ***!!» — единственное, что я смог сказать, понимая что приспособление доломано окончательно. И что бы вы думали? Оказывается, «шоня» оказала мне услугу: проехав колесом по заклинившему «колену», она мне его починила — ни одной царапины, и все работает как новое. Ребята на «Жигули», если вы читает эту статью, знайте, я больше не хочу вырвать вам руки — вы оказали мне услугу, спасибо.

Но вернемся к автомобилю. Что касается управляемости и динамических характеристик «Феникса» — они достаточно спорные. Имея безумный запас мощности, эта машина разгоняется до «сотни» всего за шесть секунд. Но при условии, что владелец временно отключил задние тормоза, возможность пафосно жечь резину вышла боком. В прямом смысле этих слов — на нашей Firebird ездить можно либо медленно, либо «боком». Эта трехтонная махина совершенно не умеет тормозить, но потрясающе легко уходит в занос. Следовательно, во избежание ДТП мы ехали очень дисциплинированно, оставляя до впередиидущих автомобилей марафонскую дистанцию.

Да, теперь я понимаю, что мои детские мечты должны остаться в детстве, вместе со всеми другими глупыми игрушками и нелепыми фантазиями об устройстве этого мира. Безусловно, эта машина красива, и мне было интересно использовать ее в качестве демонстрационного образца возможностей автомобильной фотостудии «Шанс-Авто», но ездить на таком автомобиле я бы не стал. Это очень специфичный «аппарат» — на большого любителя. Да, он не так дорог, новый владелец купил его за полмиллиона рублей — это дешевле, чем стоит средний Hyundai Solaris. Но нужно понимать, что подобный автомобиль — это не более чем дорогостоящее развлечение выходного дня. Рациональность такого автомбиля не обсуждается — это все равно, что обсуждать чью-то любовь. Любит, и пусть любит — лишь бы они друг другу подходили и были счастливы.

Оригинал статьи на сайте Шанс-Авто