13
Май
2024

Катастрофа каравана в Сопчинском затоне Нижегородского водного района 10 апреля 1905 года по материалам газеты «Волгарь»

Нижегородская ежедневная газета «Волгарь» 11 апреля 1905 года №96

10 апреля, в 6 часов утра, произошла большая катастрофа с караваном в Сопчинском затоне на Волге, близ Нижнего Новгорода.

Там зимовала кроме барж, ещё более пароходов, в том числе 20 буксирных и 10 товаро – пассажирских.

Для «благоустройства» затона были воздвигнуты путейским ведомством дамбы, но это сооружение было устроено так «мудро», что оно – то и стало причиной катастрофы. Дело в том, что при начавшемся сплошном движении льда на Волге, образовалась у Сопчинского затона суводь (вращательное движение воды в реке за выступом берега, вдающимся в русло ) и лёд повалил в затоне, так как ему не было простора ни в коренной Волге, ни в воложке.

Катастрофа обрушилась на пароходы. Поломаны более или менее все 20 буксирных пароходов разных владельцев: Д. В. Сироткина, А. Кожебаткиной, администрации Кожебаткина и других. Кроме того, у 7 пароходов, принадлежащих компании «Надежда», повреждены деревянные постройки, на пароходе той же компании: «Митя» изломан весь верхний этаж, пароход «Рыбинск» проломлен и кроме того у него повреждён вал и изломаны колёса, у парохода «Ориноко» повреждён руль.

Весь караван ещё в четверг на прошлой неделе был заведён в затон и стоял, казалось, в безопасности. Но, как сказано выше, вследствие образовавшейся суводи, лёд от напора в затон и весь караван подвергся катастрофе.

Нижегородская ежедневная газета «Волгарь» 12 апреля 1905 года №97

Катастрофа, постигшая зимовавший в Сопчинском затоне (в 10 верстах от Нижнего Новгорода) караван, является редкой даже в летописях волжских судовых несчастий.
В затоне стояло на зимовке 27 буксирных и пассажирских пароходов и 24 непаровых судна, в том числе три дебаркадера. Стояли эти суда так, у правого берега не паровые суда, у противоположного – пароходы. Сопчинский затон окружён путейскими дамбами. Вход в него между двумя островами не широкий. В 61/4часов утра 10 апреля лёд, шедший по словам командиров пароходов – валом, высотой до двух аршин над горизонтом воды, направился сплошной массой в затон и вследствие встретившихся на пути дамб, повернул на караван. Для всех это было неожиданностью, на некоторых судах команда растерялась и не знала, что делать.

Причалы пароходов не выдерживали и моментально были сорваны. Ни якоря, ни железные цепи не держали. Получился полный хаос. Пароходы ломали друг друга, слышался треск деревянных построек, крики команды. Никто ничего не мог понять. Впереди затёртый во льду несся «Тараса Бульбу» - этот пароход все считали погибшим, а между тем, как оказалось он – то и пострадал по счастливой случайности меньше других.

Замешательство продолжалось не более 10 – 15 минут.

Затем лёд остановился, вода быстро спала и несколько судов оказались на сухом месте.
Картина аварии представляла полный хаос. Пароходские служащие, остававшиеся случайно на берегу, с трудом могли найти свои пароходы.

Поломки оказались на многих пароходах очень серьёзными, весь караван едва не погиб. Как выяснено дознанием начальника нижегородской судоходной дистанции А. Л. Мяновского, всего пострадало 18 пароходов и 9 барж. Вот список «пострадавших» судов:

1. Пассажирский пароход «Север» компании «Надежда». У парохода поломаны колёса, руль, обносы и под палубные постройки.

2. «Судьба», буксирный пароход юрьевецкого мещанина В. Я. Филиппова. Изломаны оба колеса, две кожуховые каюты, руль, обносный брус. Проломлен корпус. Убытки не менее 2000 рублей.

3. «Коммерсант», пассажирский пароход администрации И. И. Щербакова. Разломаны деревянные постройки, каюта машиниста, уничтожено 10 пассажирских мест, погнуты колонны.

4. «Воля» буксирный пароход Б. В. Николаева. Сломаны кожуховые каюты, колесо.

5. «Василий Лобанов», буксирный пароход вольского купца Е. М. Лобанова. Смяты оба колеса, изломаны оба кожуха, вдавлен корпус, разрушены трубы парового отопления, повреждены валы в машине.

6. «Князь Игорь», спб. компании «Надежда». Поломаны бушприт, паровая лебёдка, приёмный рукав.

7. «Рыбинск», пассажирский пароход того же пароходства. Это один из главных «пострадавших». Разрушены три каюты помощников капитана и машиниста. В последней каюте провалился пол и часть имущества упала в воду. Сломаны внутренние переборки, левая кормовая стенка, проломлен корпус, погнуты валы в машине, при чём один дал трещину, поломаны колёса. Пароходы ранее месяца не может выйти на работу.

8. «Сергей Витте», пассажирский пароход того же пароходства. Поломаны кожуховые каюты, надпалубные постройки, руль, колесо.

9. «Дмитрий», пассажирский пароход того же пароходства. Разломаны правая кормовая стенка, 40 пассажирских мест, каюта повара и матросов, руль. Корпус парохода прорезана.

10. «Тарас Бульба», буксирный пароход А. А. Кожебаткиной. Изломаны: каюта матросов, крыша на кожуховых каютах и колесо.

11. «Митя», пассажирский пароход компании «Надежда» пострадал сильно. Поломано колесо. Есть подводный пролом в корпусе. Деревянные постройки в помещении 3 класса разломаны на протяжении 26 сажен. От среднего пролёта до кормы снесена стенка надпалубной постройки. Уничтожено 42 пассажирских места. Постройки 2 класса сдвинуты с места. Палуба повреждена на 300 квадратных аршин. Испорчено паровое отопление. Сила разрушения была так велика, что на второй палубе на полу изорвана клеёнка.

12. «Ориноко», двухпалубный пассажирский пароход той же компании. Повреждён руль и деревянные постройки.

13. «Конструктор Тюрин», пассажирский пароход того же пароходства. Разрушена стенки надпалубной надстройки, разбиты окна, уничтожено 12 пассажирских мест.

14. «Трудолюбивый», буксирный пароход братьев Березиных. Сломаны железные колонки, арки, кожуха и колесо.

15. «Березин», буксирный пароход того же владельца. Вдавлен корпус, разбиты кожуховые каюты, поломаны плицы у колёс.

16. «Москва», пассажирский пароход М. П. Зарубина. Сломано колесо и повреждены надпалубные постройки.

17. «Усердный», пассажирский пароход (в аренде у «Надежды»). Повреждены стенки надпалубных построек.

18. «Стрела», винтовой баркас компании «Надежда». На баркасе от двух рубок не осталось и следа.

Кроме того, повреждены баржи: две А. А. Кожебаткиной и 6 администрации М. Я. Кожебаткина.
Командирами пароходов составлен акт, в котором они указывают, что главной причиной катастрофы являются путейские дамбы, которые в последнею зиму были возвышены. Лёд, не находя выхода благодаря дамбам, двинулся в затон и едва не погубил весь караван. Командиры просят уничтожить дамбы. Не безынтересно вспомнить, что пароходчики ещё в прошлом году указывали на вред дамбы и самовольно стали разбирать одну дамбу, за что и были привлечены к ответственности.

Начальник нижегородского отделения казанского округа путей сообщения инженер Е. А. Водарский выехал из Нижнего Новгорода для доклада об этой катастрофе начальнику округа.


Подготовил Радьков Андрей Георгиевич. Зам. директора Нижегородского музея холодной войны и истории города Горького 1946 – 1991 г. г. по научной работе.


Просмотров: 689

statehistory.ru в ЖЖ:

Read Full Article