09
Ноябрь
2023

Учебно-тренировочный самолет Aermacchi M-346 Master (Италия)


Учебно-тренировочный самолет Aermacchi M-346 MasterРазработка и производство УТС нового поколения M-346 Master, предназначенного для подготовки летного состава на этапах повышенной подготовки и по программе подготовки летчиков-истребителей LIFT (lead-in fighter training) является приоритетной программой итальянской компании Alenia Aermacchi (объединение компаний Alenia и Aermacchi состоялось в 2003 году). Alenia Aermacchi (входит в состав итальянской промышленной группы Finmeccanika) - одна из ведущих авиастроительных компаний мира, специализирующихся на разработке и производстве УТС. В настоящее время на мировом рынке компания предлагает полный спектр УТС, предназначенных для подготовки летного состава на всех этапах обучения: легкий винтовой самолет первоначальной подготовки SF-260, новый турбореактивный самолет основной подготовки M-311, УТС повышенной подготовки M-339CD и УТС нового поколения M-346 Master, разработанный на базе Як/АЕМ-130.


Первый полет первого предсерийного самолета LRIP00 (Low-Rate Initial Production) состоялся 7 июля 2008 г. К этому времени два прототипа M-346 Master выполнили более 600 полетов по программе испытаний, предусматривающей всего порядка 700 полетов. M-346 Master в серийном варианте несколько отличается от 2-х прототипов, предназначенных для проведения испытаний и доработки конструкции и бортовых систем. В частности, использование в конструкции композитных материалов и титана позволило уменьшить массу пустого самолета на 700 кг и увеличить запас топлива во внутренних баках на 200 кг. Компоненты, изготовленные из композиционных материалов, составляют 20% массы самолета. Ресурс планера составляет 10000 летных часов с возможностью продления до 15000. Разработаны новые шасси, на прототипах использовались шасси легкого истребителя АМХ.

Учебно-тренировочный самолет Aermacchi M-346 Master

На серийном самолете M-346 Master установлена новая четырехкратно резервированная злектродистанционная система управления (ЭДСУ), обеспечивающая высокие характеристики надежности, устойчивости и управляемости на углах атаки 35° и выше, а также предупреждение о выходе на предельные перегрузки и критические углы атаки. Использование двух турбореактивных двухконтурных двигателей F-124-GA-200 американской компании Honeywell с тягой по 2835 кг обеспечивают тяговооруженность порядка единицы (при остатке топлива 50 %) и возможность выполнения установившихся виражей (разворотов) с перегрузками и угловыми скоростями, близкими к характеристикам современных истребителей. F-124-GA-200 оснащен двухканальной цифровой системой управления с полной ответственностью FADEC (Full Authority Digital Engine Control), интегрированной системой мониторинга, имеет модульную конструкцию, и самые низкие в своем классе, по оценкам экспертов, затраты на техническое обслуживание.

Кабина самолета оснащена типовым оборудованием, используемым на современных боевых самолетах: системой индикации на лобовом стекле, тремя многофункциональными цветными дисплеями, инерциальной навигационной системой с коррекцией по GPS, нашлемной системой целеуказания, радионавигационной системой Takan, очками ночного видения. При управлении самолетом реализована концепция HOTAS (Hands on Throttle and Stick), предполагающая сведение к минимуму необходимость отрыва рук летчика от органов управления во время полета. Открытая архитектура бортовой авионики, базирующейся на использовании двукратно резервированных шинах информационного обмена MIL-STD-1553B, позволяет в дальнейшем подключать дополнительное оборудование.

Учебно-тренировочный самолет Aermacchi M-346 Master

Самолет M-346 Master оснащен системой дозаправки топливом в воздухе. В январе 2008 г. выполнены полеты на дозаправку топливом в воздухе. В качестве самолета-заправщика использовался тактический истребитель ВВС Италии Tornado. Общая емкость внутренних топливных баков 2000 кг. Предусмотрено использование двух подкрыльевых (емкостью 580 л) и одного под-фюзеляжного подвесных топливных баков. Перегоночная дальность с тремя подвесными топливными баками составляет более 2800 км, а максимальная продолжительность полета 3 ч 50 мин. Как эпохальное событие в истории итальянской авиационной промышленности компанией Alenia Aermacchi преподносится достижение M-346 Master в испытательном полете 18 декабря 2008 г. сверхзвуковой скорости полета, соответствующей числу М=1,16. Отмечается, что M-346 Master стал самым скоростным самолетом итальянской разработки. Преодоление сверхзвука и разгон в пологом пикировании до скорости, соответствующей числу М=1,1, было впервые достигнуто итальянским экспериментальным самолетом Aerfer Sagittario в декабре 1956 г. В дальнейшем итальянская авиационная промышленность оставила амбиции разработки национальной сверхзвуковой авиатехники и длительное время ограничивалась лишь её лицензионным производством, например, F-104 Starfighter, или разработкой в рамках международной кооперации - Tornado и Eurofighter.

Следует отметить, что сверхзвуковая скорость M-346 Master была достигнута при снижении с потолка самолета. Трансзвуковой диапазон скоростей (с М=0,88 до М=1,05) был преодолен с углом снижения 10°. В дальнейшем угол пикирования был увеличен до 35°, и самолет достиг скорости, соответствующей числу М=1,16. Преодоление M-346 Master сверхзвукового барьера - конечно, достижение итальянской авиационной промышленности, однако это давно пройденный этап в развитии авиационной техники ведущих стран мира. С практической точки зрения данный профиль полета может использоваться на этапе повышенной лётной подготовки для ознакомления с особенностями поведения самолета, его устойчивостью и управляемостью в трансзвуковом диапазоне и полете на сверхзвуке. Вместе с тем, достижение этого режима на больших углах пикирования и его скоротечность вряд ли представляет практический интерес.

В программах подготовки летного состава на современных истребителях полеты на сверхзвуке составляют менее 5% от общего объема летной подготовки и, самое главное, не представляет трудностей при их освоении непосредственно на боевом самолете. В частности, в программах подготовки летчиков НАТО в США (ENJJPT) на этапе повышенной подготовки на сверхзвуковом УТС T-38 Talon было всего два полета на разгон до свехзвуковой скорости и достижение практического потолка самолета. Несколько лет назад данные полеты исключены из программы подготовки на самолете Т-38, что в некоторой степени подтверждает мнение экспертов, в том числе автора, о нецелесообразности отработки сверхзвуковых режимов полета на УТС. Таким образом, способность УТС выполнять полеты на сверхзвуке представляется возможным рассматривать лишь в качестве дорогостоящей и необоснованной по критерию «стоимость-эффективность» опцией.

Учебно-тренировочный самолет Aermacchi M-346 Master

M-346 Master оснащен встроенными имитаторами тактической обстановки, имитаторами работы БРЛС с возможностью отработки «боевого применения» авиационных средств поражения (АСП) класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», систем радиоэлектронного противодействия (РЭП), а также системой послеполетного разбора полетов. На базе УТС M-346 Master планируется создание модификации легкого боевого самолета. В данном варианте планируется оснащение самолета достаточно широким спектром АСП: неуправляемыми бомбами калибра 1000 и 500 фунтов; НАР; УР с тепловой ГСН класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder и класса «воздух-земля» AGM-65 Maverick, а также противокорабельных ракет производства компании MBDA. На самолете также могут размещаться подвесные пушечные контейнеры, контейнеры разведки, лазерного целеуказания и РЭП. Вооружение самолета размещается на 9 точках подвески: одной подфюзеляжной, шести подкрыльевых и двух на законцовках крыла. Для расширения боевых возможностей M-346 Master в варианте легкого боевого самолета, по желанию заказчиков возможна установка БРЛС Grifo.

В настоящее время разворачивается малосерийное производство самолета M-346 Master. Для оснащения первой партии самолетов с компанией Honeywell заключен контракт на поставку 20 двигателей F-124-GA-200 стоимостью $52 млн. При успехе продвижения на внутренний и внешний рынки планируется выйти на темп серийного производства M-346 Master по 18-24 самолетов в год. После первого полета второго прототипа M-346 Master в мае 2005 г и активизации летных испытаний компанией Alenia Aermacchi были достигнуты определенные успехи в поиске международных партнеров по участию в программе разработки УТС и потенциальных покупателей. В целях продвижения на внешний рынок Alenia Aermacchi последовательно осуществляет стратегию расширения международной кооперации посредством привлечения ведущих мировых компаний авиационной промышленности для проведения маркетинга, участия в качестве субподрядчиков по изготовлению систем, оборудования и комплектующих M-346 Master, а также обеспечения эксплуатации.

Первой авиастроительной компанией, подписавшей 15 декабря 2005 г. протокол о намерениях с Alenia Aermacchi по участию в программе разработки и производства УТС M-346 Master стала греческая компания HAI (Hellenic Aerospace Industry). ВВС Греции остро нуждаются в замене после 2010 г. парка устаревших УТС повышенной подготовки T-2 Buckeye. Как отмечалось в СМИ, на закупку 45 новых УТС для ВВС Греции запланировано выделение $900 млн. В мае 2006 г. УТС М-346 выполнил перелет на авиабазу греческих ВВС Каламата на юге Греции. На этой авиабазе проходят обучение молодые летчики по программе повышенной подготовки и по программе подготовки летчиков-истребителей LIFT на УТС T-2 Buckeye. Летчики ВВС Греции выполнили 9 ознакомительных полетов на M-346 Master и дали высокую оценку его пилотажным качествам. Примерно аналогичные соглашения по участию в международной кооперации по проекту разработки и производства УТС M-346 Master были подписаны Alenia Aermacchi с Польшей и Португалией. В октябре 2006 г. с Агентством промышленного развития Польши, а в июле 2007 - с португальской авиастроительной компанией OGMA (Industria Aeronautica de Portugal).

В СМИ не отмечается явных признаков перехода от соглашений о намерениях к практической их реализации. Вместе с тем, это свидетельствует о том, что 4 европейские страны Италия, Греция, Польша, Португалия из 9 оставшихся стран-участниц общеевропейской инициативы Объединенной европейской программы подготовки летного состава (AEJPT - Advanced European Jet Pilot Training) рассматривают в качестве Eurotrener УТС M-346 Master. Представители руководящего летного состава европейских ВВС Греции, Польши, Португалии, а также Франции и Австрии выполнили ознакомительные полеты на УТС M-346 Master и дали высокую оценку его пилотажным характеристикам. ВВС Франции также не исключают выбор в качестве Eurotrener УТС M-346 Master для замены УТС Alfa Jet. Как значительное достижение по расширению международной кооперации и успех по продвижению M-346 Master на латиноамериканский рынок рассматривается подписание Alenia Aermacchi в конце марта 2008 г. меморандума о взаимопонимании с ведущей чилийской государственной самолетостроительной компанией ENAER (Empresa Nacional de Aeronautica). Подписанный документ предполагает совместное производство и организацию продаж УТС повышенной подготовки M-346 и основной подготовки M-311 в Латинской Америке.

В конце мая 2008 г. Alenia Aermacchi и Boeing подписали соглашение об объединении усилий по маркетингу, продажам на мировом рынке и поддержке эксплуатации M-346 Master и M-311. Поддержка одного из мировых лидеров по производству военной и гражданской авиатехники позволяет рассчитывать на успешное продвижение итальянских УТС нового поколения на мировые рынки, в том числе США, остро нуждающихся в замене устаревшего парка УТС повышенной подготовки T-38 Talon. Успешному продвижению на внешние рынки способствует принятое в начале 2007 г. решение Минобороны Италии о закупке УТС M-346 Master для национальных ВВС. Контракт на закупку 15 самолетов M-346 Master находится на финальной стадии подготовки. С 2007 г. УТС M-346 Master успешно участвует в международных тендерах ВВС ОАЭ и Сингапура на закупку УТС повышенной подготовки. В обоих случаях в финал тендера УТС M-346 Master вошел вместе со своим главным конкурентом южнокорейским УТС T-50 Golden Eagle.

В конце февраля 2009 г. в ходе международной выставки вооружения и военной техники «ЮЕХ 2009» в ОАЭ было объявлено о победе в тендере на закупку для этой страны УТС повышенной подготовки самолета компании Alenia Aermacchi M-346 Master. Планируется закупить 48 самолетов M-346 Master, в том числе 20 УТС, 20 в варианте легкого боевого самолета и 8 для национальной пилотажной группы. По имеющейся информации стоимость контракта может составить около €1 млрд. Самолеты M-346 Master будут поставлены в составе учебно-тренировочного комплекса, включающего комплексные летные тренажеры, а также средства компьютерного обучения. Поставка первых 4-х УТС M-346 Master будет осуществлена из Италии в 2012 г., сборку остальных 44 самолетов планируется произвести в ОАЭ. С этой целью Alenia Aermacchi и национальная компании Mubadala Development Company создадут в ОАЭ совместное предприятие. Таким образом, победа в тендере и подписания Alenia Aermacchi контракта на поставку УТС M-346 Master в ОАЭ станет первым экспортным соглашением, прокладывающим путь к достижению стратегической цели итальянской компании по завоеванию 30% мирового рынка УТС повышенной подготовки.

Технические характеристики M-346 Master
Экипаж: 2 человека
Длина: 11,49 м
Размах крыла: 9,72 м
Высота: 4,76 м
Площадь крыла: 23,52 м
Масса пустого: 4610 кг
Нормальная взлётная масса: 6700 кг
Максимальная взлётная масса: 9500 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1875 кг
масса топлива в ПТБ: 3 ПТБ x 465 кг
Объём топливных баков: 
- внутренних: 2335 л
- ПТБ: 3 x 580 л
Силовая установка: 2 x ТРДД Honeywell F124-GA-200
Тяга: 2 x 2850 кгс
Максимальная скорость: 1060 км/ч
Практическая дальность: 
- со 100 % топлива: 2000 км
- с 3 ПТБ: 2700 км
Практический потолок: 13 700 м
Скороподъёмность: 112 м/с (6705 м/мин)
Нагрузка на крыло: 285 кг/м
Тяговооружённость: 0,84
Длина разбега: 420 м
Длина пробега: 550 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: -3/+8 g
Вооружение
Точки подвески: 9
Боевая нагрузка: 3000 кг
Узлы подвески : предусмотрены в общей сложности 7 опорных стоек (1 под фюзеляжем, 4 под крылом плюс 2 законцовки крыла), способных монтировать до 3000 кг внешней полезной нагрузки и до 3 x 630 литров внешние подвесные баки (только нижняя часть фюзеляжа и 2 внутренних пилона крыла имеют гидроизоляцию)
Ракеты класса "воздух-воздух": AIM-9 Sidewinder
Ракеты класса "воздух-поверхность": AGM-65 Maverick
Противокорабельные ракеты: Marte MK-2A
Бомбы свободного падения или замедленного действия Mark-82 500 фунтов и Mark-83 1000 фунтов

Read Full Article