16
Октябрь
2024

О праве большого Тихвинского Успенского монастыря на сбор таможенных пошлин в XVII веке

В литературе высказывалось мнение, что право на сбор таможенных пошлин было пожаловано Тихвинскому монастырю еще в XVI в. царем Федором Иоанновичем. Жалованная грамота Федора Иоанновича монастырю ранее не была введена в научный оборот, и о ее содержании исследователи судили только по более поздним актам. Хронологически наиболее ранним из упоминаемых в описях имущества Тихвинского монастыря документом, относящимся к деятельности таможни, является список с жалованной уставной таможенной грамоты царя Иоанна Васильевича, написанной в опричнину в Великом Новгород.

В литературе высказывалось мнение, что право на сбор таможенных пошлин было пожаловано Тихвинскому монастырю еще в XVI в. царем Федором Иоанновичем1. Жалованная грамота Федора Иоанновича монастырю ранее не была введена в научный оборот2, и о ее содержании исследователи судили только по более поздним актам. В сохранившемся списке жалованной грамоты царя Федора Иоанновича3 сведений о существовании таможни в XVI в. на Тихвинском посаде нет. Видимо, право на сбор пошлин было дано монастырю Лжедмитрием в августе 1605 г.4 Как следует из текста жалованной грамоты Лжедмитрия, ему была предъявлена грамота царя Федора Иоанновича для подтверждения пожалования: «и грамоту жалованную брата нашего государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Руси передо мною положили»5.

Но уже в 1607 г. при подтверждении пожалования царем Василием Шуйским грамота Федора Иоанновича не предъявлялась: «и положили грамоту, что дана им в прошлом во 113-м году при ростриге за подписью дьяка Корнила Иевлева с прежней жаловальной грамоты блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русин»6. Можно предположить, что грамота Федора Иоанновича была утрачена в период между августом 1605 и февралем 1607 г.

В целом текст грамоты Лжедмитрия повторяет текст грамоты царя Федора Иоанновича. Интересующая нас клаузула о праве сбора таможенных пошлин дописана в дополнение к исходному тексту вместе с перечислением некоторых других пожалований7.

Хронологически наиболее ранним из упоминаемых в описях имущества Тихвинского монастыря документом, относящимся к деятельности таможни, является список с жалованной уставной таможенной грамоты царя Иоанна Васильевича, написанной в опричнину в Великом Новгороде8. В описях имущества дата выдачи этой грамоты не указана, но названы подписавшие ее дьяки — Семен Федоров сын Мишурин9 и Василий Нелюбов сын Суков10. На основании этого можно предположить, что речь, видимо, идет о новгородской таможенной грамоте от 17 марта 1571 г.11 В описях имущества также сообщается, что список с уставной грамоты хранился в тихвинской таможне как нормативный документ для сбора пошлин12.

Жалованная грамота царя Василия Ивановича Шуйского от 11 февраля 1607 г. повторяет по содержанию грамоту Лжедмитрия.13 На обороте грамоты читаются подтверждения ее на имя царей: Михаила Федоровича (1614 и 1621 гг.), Алексея Михайловича (1646 г.), Иоанна и Петра Алексеевичей (1684 г.). Как свидетельствуют записи на обороте грамоты, жалованная грамота Василия Шуйского была подтверждена Михаилом Федоровичем дважды: первый раз в начале царствования, 20 июля 1614 г., а второй — 26 сентября 1621 г., видимо, в процессе пересмотра и подтверждения жалованных грамот, что получило законодательное оформление в нескольких указах. Указом от 28 ноября 1620 г. было предписано привозить в Москву «для переписки» грамоты на вотчины, выданные «за царя Василия московское осадное сиденье»14, а 2 февраля 1623 г. вышел указ о подтверждении прежних жалованных грамот духовенству и восстановлении утраченных15. Жалованные грамоты Тихвинского Успенского монастыря попадали под действие обоих указов, так как необходимо было подтвердить прежнее пожалование царя Федора Иоанновича и новое — царя Василия Шуйского, полученное «за осадное сиденье»16. Опираясь на сведения о подтверждении монастырских жалованных грамот, имеющиеся в них самих, С. Б. Веселовский называет дату образования приказа, который занимался пересмотром жалованных грамот — 1620 г.17

По челобитью игумена Александра18 с братией 26 сентября 1621 г. монастырю не только подтвердили прежнюю грамоту, но и выдали новую — царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитича19, которая была «переписана вновь» с грамоты царя Василия Шуйского 1607 г. и нескольких выданных ранее грамот, прежде всего, грамот на вотчины, пожалованные после 1613 г.20 Упоминание о подтверждении грамоты царя Федора Иоанновича Тихвинскому монастырю Лжедмитрием в грамоте Михаила Федоровича от 26 сентября 1621 г. опущено, вместо этого сказано, что грамота Василия Шуйского написана «с прежние жаловалные грамоты дяди нашего государева государя царя и великого князя блаженные памети Федора Ивановича всеа Русии»21. Таким образом, пожалование права на сбор таможенных пошлин было окончательно приписано царю Федору Иоанновичу, а возможно, и царю Иоанну Васильевичу, так как Федор Иоаннович лишь подтвердил грамоту своего отца22. При этом нам представляется мало вероятным, что сам факт отсутствия таможни на Тихвинском посаде до начала XVII в. был неизвестен властям — скорее всего, они просто избегали упоминания имени Лжедмитрия в официальных документах.

Грамота от 26 сентября 1621 г. была выдана по «государскому указу по уложению»23. С. Б. Веселовский отмечал, что из имеющихся данных не ясно, в чем именно состояла новизна подхода к пересмотру жалованных грамот24. В любом случае, новая жалованная тарханная грамота подтвердила право Тихвинского монастыря на сбор таможенных пошлин: «Также есми игумена Александра з братьею пожаловал в Тихвинском рядку таможенную и замытною, и померною пошлиною, и суд, и дворовое, и позем, и полавочное, и пятно, и явку, и роговую, и померную, и весчею, и всякою пошлиною, велел збирати в дом Пречистые Богородицы и ведать игумену з братьею, а збирати им тое пошлины по нашему указу как берут в Новгороде всякую пошлину. А новгородцким наместником и их пошлинным людем в ту пошлину вступатись не велел»25.

Большая часть таможенных сборов приходилась на время проведения Тихвинской ярмарки, которая проходила с четверга по воскресенье первой седьмицы Великого поста, по церковному календарю «о Сборе»26. Если посмотреть таможенную книгу для записи товаров, привозимых из московских городов, например за 1630/31 г., то можно увидеть, что количество записей за 4 месяца, предшествующие ярмарке (с ноября по 25 февраля), примерно равно количеству записей за четыре ярмарочных дня (с четверга по воскресенье)27.

По частным поводам пожалование о пошлинах подтверждалось в 1640-е гг. дважды: в 1642 г. в связи с конфликтом между тихвинскими торговыми людьми и новгородским таможенным головой, требовавшим платить в Новгородской, а не в Тихвинской таможне пошлину с товаров, вывозимых в немецкие города28, и в 1647 г. в связи с новым конфликтом с новгородскими пошлинными людьми—на этот раз из-за сбора пошлин с продажи лошадей29. Подтверждения состоялись на основании ранее названных грамот 1607 и 1621 гг.

Грамоты 1607 и 1621 гг. были подписаны на имя царя Алексея Михайловича 8 апреля 1646 г., право монастыря на сбор таможенной и других пошлин было подтверждено30, а грамотой от 7 января 1656 г. новгородским властям запрещалось присыпать своих должностных лиц и стрельцов на Тихвинскую ярмарку31.

В 1670-е гг. была предпринята очередная попытка отменить или ограничить монастырские тарханы, но эти действия правительства затронули, прежде всего, те монастыри, которые владели крупными промыслами — низовскими рыбными ловлями и соляными варницами32.

Жалованные грамоты 1607 и 1621 гг. не были подтверждены на имя царя Федора Алексеевича в 1677-1678 гг., но вопрос о праве сбора таможенных и других пошлин на Тихвинском посаде в пользу монастыря в это время, видимо, не возникал. Значительно ограничено это право было в 1680-е годы. Согласно именному указу Федора Алексеевича от 1681 г.33 о предотвращении убытков казне и отмене таможенных откупов, запрещалось принимать в зачет выписи об уплате пошлин, выданные вотчинниками и монастырями на торжках и ярмарках. Для заверения таких выписей теперь требовалось иметь месячные печати, выдаваемые казной, в противном случае торговым людям грозило двойное налогообложение.

2 сентября 1682 г. архимандрит Макарий с братией подали челобитную, в которой, ссылаясь на прежние пожалования, просили сохранить за монастырем право сбора таможенной пошлины, объясняя это тем, что она идет на покупку вещей, необходимых для совершения богослужений, на содержание насельников монастыря и слуг и поддержание его обороноспособности в связи с близостью к границе государства34. По словам челобитчиков, таможенный сбор у Тихвинского монастыря был небольшим, а после издания указа 1681 г. «и тот малой збор остановился и привозу на Тихвину хлебу и соли нет»35. Монастырские старцы просили выдать им месячные печати для заверки выписей об уплате таможенных сборов, которые должны были бы принимать в городах. Докладную выписку дьяка Федора Шакловитого по челобитной монастыря слушали цари Иоанн и Петр Алексеевичи и царевна София Алексеевна. Грамотой от 20 января 1683 г. прошение было удовлетворено36.

В начале 1684 г. старец-строитель Аверкий Баранов привез в Москву челобитную архимандрита Макария с братией о подтверждении жалованных грамот царей Василия Шуйского, Михаила Федоровича и ввозной грамоты на вотчины Федора Алексеевича37, которые были подписаны на имя Ивана и Петра Алексеевичей, за исключением «тех статей, которые уложеньем и новыми их государскими указами и новоуказными статьями отставлены, которые указы и статьи состоялись в прошлых годех» при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче38. Применительно к таможне это означало, согласно Торговому уставу 1653 г., замену разнообразных торговых пошлин рублевой39.

В январе 1686 г. правительство, испытывая нехватку средств, издало указ, который значительно урезал права Тихвинского и Макарьевского Желтоводского монастырей по сбору таможенных пошлин. Как сообщается в письме архимандрита Макария из Москвы от 24 января 1686 г.40, ярмарку разрешено было проводить в течение двух недель, печать для заверки выписей выдавать на месяц, в котором проводится ярмарка, а время ее проведения в 1686 г. приурочить, как и ранее, к Сборному воскресенью Великого поста. В следующем 1687 г. ярмарку указано было проводить с 13 по 28 января, печать выдавать также на месяц. После окончания ярмарки таможенные книги, заверенные архимандритом, келарем и казначеем, указано присылать в Москву. Кроме того, монастырским властям напомнили об отмене отдельных сборов, вошедших в рублевую пошлину. Архимандрит Макарий попытался в сложившейся ситуации через влиятельных лиц добиться нужного монастырю решения — продлить время проведения ярмарки до 2-3-х месяцев, но потерпел неудачу41. Все же в жалованной грамоте от 13 февраля 1686 г. сроки проведения ярмарки были увеличены до одного месяца42, и таможенным головам в городах были направлены указные памяти о зачете выписей об уплате пошлин. Примером может служить указная память белозерскому таможенному голове Васке Донскому от 17 апреля 1686 г., в которой излагается содержание грамот, выданных Тихвинскому Успенскому и Макарьевскому Желтоводскому монастырям43. Одновременно объявлялась недействительной грамота 1681 г. с пометой дьяка Федора Шакловитого как выданная в «смутное время»44.

Однако опыт проведения ярмарки 1687 г. оказался неудачным — на нее приехало мало торговых людей, а прибывшие не выразили желания в дальнейшем участвовать в Тихвинской ярмарке в это время. 13 апреля 1687 г. монастырские власти подали челобитную о том, что ярмарка не принесла ожидаемых доходов и просили вернуть прежние сроки ее проведения45. 26 мая был издан царский указ, а 17 июня выдана монастырю новая жалованная грамота46, согласно которой ярмарку было разрешено проводить в феврале и марте и разрешалось выдать печати на эти месяцы. В письме от июля 1687 г. архимандрит Макарий благодарит боярина князя Петра Ивановича Прозоровского за содействие в этом деле47. Однако, как явствует из того же письма, еще в июле подлинная грамота из-за волокиты не была скреплена печатью.

Такой порядок сбора таможенных пошлин на Тихвинском посаде сохранялся, видимо, до конца XVII века. 4 февраля 1701 г. Петр I издал указ о сборе таможенных пошлин на ярмарке в Тихвинском посаде в государственную казну. Согласно указу, все имущество таможни следовало передать двум бурмистрам, присланным из Москвы, а также «объявить без утайки» им все товары, уже привезенные на ярмарку48.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1584 г. сентября.—Жалованная грамота царя Федора Иоанновича Тихвинскому Успенскому монастырю.

(Л. 78) Список з государевы жаловалные грамоты Успения Пречистые Богородицы Тихвинского монастыря

Се яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, пожаловал есми в своей отчине в Великом Новегороде Успенья пречистые Богородицы Тихвинского монастыря игумена Иосифа з братьею, или кто по нем в том монастыре иныи игумен будет, что мне били челом и грамоту жалованную отца нашего царя и великого князя передо мною положили для того, чтоб нам пожаловати, та их старая грамота велети переписати на свое царево и великого князя имя. И яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии // (Л. 78 об.) Тихвинского монастыря игумена Иосифа з братьею пожаловал, велел им тое их старую грамоту переписати на свое царево и великого князя имя, и дал сю свою жаловалную грамоту такову же как у них в старой грамоте было писано, что их двор монастырской в Великом Новегороде да их же дворы у монстыря на посаде в Обонежской пятине и деревни монастырские в Обонежской пятине в Пречистенском погосте в Тихвинском
Деревня Ескино.
Деревня Олжина гора.
Починок Новинка.
Да починок вопчей за болотом в Захаровском.
Да за ними же за рекою из деревни из Верхнего Изсаду из Истомины да из Осипковы обжи без четверти пятая выть отделены три полоски в Во // (Л. 79) скресенском погосте на Липне, что были земца Дмитрея Лентеева.
Деревня Котелево.
Деревня в Лазоревичах Кнутово на реке на Тихвине, что была за Иваном за Борановым.
Деревня в Лазоревичах Песья гора пуста.
Деревня Вяжище.
Деревня Киселеве.
Деревня Романова гора.
Деревня Соснина.
Деревня усть Шемушки.
Деревня Бездежа.
Деревня на усть Шемушки реки.
Деревня Новинка в Лазоревичех.
Да в Воскресенском же погосте на Липне деревня в Вышней горе в дву обжах три доли.
Деревня Нижней Исад.
Деревня другой Верхней Сад49.
Деревня Новинка.
Деревня Климово.
Деревня Ширяиково.
Деревня Петрушкино.
Деревня // (Л. 79 об.) Ялгина гора.
Деревня Вялкино.
Да в Воскресенском же погосте деревня на горке на Вышней.
Деревня в Клинце на горке.
Деревня Погорелец.
Деревня Шимбенец.
Деревня в Сопелкине в усадищи.
Деревня Наволок.
Да Тихвинского же монастыря Николы Старого в Тихвинском погосте
Деревня Паголда Нижнея.
Деревня Паголда Молостовово.
Деревня Паголда Верхнея.
Деревня Заборовье Нижнее.
Деревня Заборовье же.
Деревня Горка Татариново на Чюрале.
Да в Васильевском погосте на Волхове деревня Минино.
Да Тихвинского же монастыря деревни, что выменил игумен Иосиф з братьею в 90-м году у Сергея у Вардамаева сына Харламова да у Захарья у Замятии // (Л. 80) на сына Харламова в Обонежской пятине в Егорьевском погосте в Кожельском
Деревня пуста Каиваксан Большой.
Деревня Каиваксан же другая пуста.
Селцо монастыр[ское] Засопье на реке на Паше. Да к тому же сельцу припущено в пашню пустошь Неверовская.
Деревня пуста Нагавицынская.
Деревня пуста Малое Брячково на Пудроле.
Деревня Кулига пуста на речке на Паше.
Деревня Крючкове Крючниково тож пуста.
Деревня на подоле у часовни на Пудроле.
Пустошь, что была деревня Кузулино.
Деревня Валюшка пуста.
Деревня Валя Большая пуста.
Деревня на речке на Пяхте Косышино.
Деревня на речке на Пяхте Шалгуновская // (Л. 80 об.) пуста.
Деревня Горка Большой двор Ключнич пуста.
Пустошь, что была деревня Самойловская.
Деревня Бор на речке на Семушке пуста.
Деревня Осиновой остров пуста. Да к той же деревни припущено в пашню деревня пуста на Осинове же острову.
Деревня в острову Новое село пуста.
Деревня Киргино пуста.
Деревня Федковская.
Деревня Большое Ималово пуста.
Деревня на Святе озере Валда.
Деревня в Шогоболе Вялино пуста.
Деревня Заборовье.
Пустошь, что была деревня Жар.
Деревня пуста Остров на горке, а Городок тоже.
Пустошь, что была деревня Тумище Большое.
Из истории монастырского и светского землевладения
Деревня пуста Наволок против погоста.

// (Л. 81) Деревня в Наволоке пуста Иванка Кипреянова.
Деревня в Наволоке Фатьянка Иванова. Да к ней припущена в пашню пустошь в Наволоке же.
Деревня пуста Саранжа.
Пустошь, что была деревня на острову.
Деревня пуста над Куковою горою.
Деревня на Куковой горе. Да к той же деревни припущена в пашню деревня другая на Куковой горе.
Деревня пуста Подгорье.
Деревня пуста под Куковою горою.
Деревня Ключнич Двор. Да к той же деревни припущено в пашню пустошь, что была деревня у Ключнича Двора.
Деревня пуста Подгорье у погоста.
Деревня на острову Юдине словет Заболотье, что жил земец Иванко Федоров.
Деревня на Пяхк озере словет Великой Двор.
// (Л. 81 об.) И хто у них в том их дворе в Великом Новегороде и в их дворех на посаде в Обонежской пятине и в деревнях учнут жити людей, и наместницы наши Великого Иовагорода и Ладожские и их тиуны тех их людей не судят ни в чем, оприч душегубства и розбоя с поличным. И кормов своих на них не емлют и не всылают к ним ни по что. А праведчики и довотчики поборов своих на них не берут и не въезжают к ним ни по что. А ведают и судят монастырских людей игумен Иосиф з братьею сами во всем или кому прикажут. // (Л. 82) А случитца суд сместной монастырским людем з городцкими людьми и с пригоротцкими, и наместницы наши Великого Новагорода и Ладожские и пригородцкие наместницы наши и волостели и их тиуны судят, а игумен з братьею или их приказщик с ними же судит. А прав ли будет или виноват городцкой человек или пригородцкой и становой, и он в правде и в вине наместником нашим и волостелем и их тиуном, а игумен з братьею и их приказщик в того человека не вступаютца ни в правого ни в виноватого. А прав ли будет или виноват монастырской человек, и он в правде и в вине игумену з братьею, а наместницы.

// (Л. 82 об.) наши и их тиуны и волостели в монастырского человека не вступаютца ни в правого ни в виноватого. А кому будет чего искати на самом игумене Тихвинского монастыря з братьею, ино их судит во всем богомолец нашь архиепископ Великого Новагорода и Пскова. А попов и дияконов, которые живут в монастырских селех и слуг монастырских судит игумен Тихвинского монастыря сам во всем. А случитца в Тихвинском монастыре и в их селех и деревнях и в монастырских посадцких дворех душегубство, а не будет душегубца в лицех, и наместницы наши и волостели и их тиуны емлют с них веры четыре рубли московскую, а доищутца // (Л. 83) душегубца, и они ево дадут наместником нашим и волостелем и их тиуном. А игумену з братьею и их людем и крестьяном веры и продажи в том нет. А хто у них от своих рук утеряетца или утонет, или кого гром убьет, и кого возом сотрет или с студена умрет, или утопленик припловет из ыных волостей под монастырь и под их села и под деревни монастырские, а обыщут того бесхитростно и игумену з братьею и монастырским крестьяном в том веры и продажи нет. А поличное, то что вымут из за замка, ино то поличное, а вымут поличное не за замком или в пустой хоромине, ино то не поличное. А наши князи и воеводы ратные и вся // (Л. 83 об.) кие ездоки в их селех и в деревнях монастырских сильно не ставятца и кормов и подвод и проводников у них не емлют. А кому у них лучитца стати, и он корм свой и конской купите по цене. А наместницы наши Великого Новагорода в Тихвинском монастыре и в селех и в деревнях монастырских коней своих кормите не ставят. И владычни люди наместничии и волостелины на пиры и на братчины незваны к ним пита не ходят. А хто к ним придет на пир и на братчину пита незван, и они того вышлют вон беспенно, а не пойдет вон, а станет у них пити сильно, а случитца // (Л. 84) у них туго какова гибель, и тому та гибель платить вдвое без суда и без неправы.

А коли сю грамоту явят наместником нашим Великого Новагорода и пригоротцким нашим наместником и волостелем и их тиуном, и они с нее не дают ничево, а через сю мою грамоту хто на них что возмет, или хто их чем изобидит, и тому от меня царя и великого князя быта в казни и в продаже.

Дана грамота на Москве лета 7093 сентября в день.

А назади грамоты пишет царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии

// (Л. 84 об.) Да у тое же грамоты назади пишет: Лета 7107-го сентября в 20 день государь царь и великий князь Борис Федорович всея Русии сее грамоты слушал, а выслушав пречистые Богородицы Тихвинского монастыря игумена Иосифа з братьею или хто по нем в том монастыре иныи игумен будет, пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое царево и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии имя и сее у них грамоты рушити не велел никому ничем, и велел у них ходили о всем по тому, как в сей грамоте писано, а подписал государя царя и великого князя // (Л. 85) Бориса Федоровича всеа Русии дияк Посник Дмитреев.

Архив СПб ИИ РАН. Кол. 2. Oп. 1. Ед. хр. 27. Список конца ХVI в. Л. 78-85А

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1684 г. января 24. — Послание («отписка») архимандрита Тихвинского Успенского монастыря Макария келарю иеромонаху Феодосию, казначею иеромонаху Марку и братии монастыря из Москвы.

(Л. 1) Успения Пречистыя Богородицы и чюдотворнаго Ея образа Одигитрия Тихфина монастыря.

Благословение архимандрита Макария сыновом и братиям нашим келарю иеромонаху Феодосию, казначею иеромонаху Марку з братьею. Как вас Бог милует, а мы на Москве генваря по 24 число дал Бог со всем по здорову.

В нынешнем во 194-м году генваря в 20 день великая государыня царевна и великая княжна София Алексеевна и боляра дела нашего таможенного слушав, указала и бояре приговорили, в нынешнем годе быть у нас ярманке по-старому о зборе, а печать нам дать с Москвы за орлом на один месяц, в котором ярманка бывает и выпис[я] м нашим верить и на Москве и по город[ом] в таможнях зачитать. А торговать у нас две недели, и пошлина имать по торговому уставу. А как тот указной месяц пройдет, книги таможенному збору присылать к Москве за нашими архимандричею, келарскою и казначейскою рукою. А иных месяцев во весь год печатей не держать и выписей не давать и не верить и не зачитать. А во 195-м году и впредь быть у нас ярманке в генваре с 13-го числа того же генваря до 28 числа, и печать будет с Москвы на один генварь месяц. А послушные грамоты о том указано послать во все те города, ис которых торговые люди к нам на ярманку приезжают. И мы о том много били челом боляром князю Василью Васильевичю Голицыну, князю Ивану Борисовичю Репнину, Алексею Ивановичю Ржевскому, подносили и денег мешек, отнюдь отказал. И посылают ко князю Петру Ивановичю Прозоровскому. Ему де возможно то дело учинить. И святейший патриарх тож говорит. // (Л. 2) А князь Петр Иванович и за вести не даст, много ему говорили и били челом любезно иное и всяко не внимает. А что говорит, и слушать нечево, духовник не емлетца же, ни Михайло Харзеев, все добры на гладких словах, а помощи ни от кого нет. Последнее слово князь Петрово, хотел просить на три месяца или на два, что объявится будем писать впредь. А Стефан и Иван Александровичи Аничковы говорят больши де того и не докучайте, чтоб де и того не потерять, и о том де Бога благодарите, добро возможно де все учинити и однем месяцем. С печали едва жити всяк тужить, а помочь никто не может.

Да как будет у вас в монастыре князь Михайло Яковлевич Черкаской, и что ево в монастырь дачи будет, о том бы вам к нам отписать, чтоб нам ведомо было50, на чем ему челом ударить.

(Л. 1 об.) [Вдоль сстава] Тихвина монастыря келарю иеромонаху Феодосию з братьею.
194-го февраля в 3 день подал отписку Иван Феклистов тихвинец.

Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Oп. 1. Карт. 34. Ед. хр. 279. Подлинник. На сставах следы прорезей для крепления печати.



1 Подробнее см.: Сербина К. Н. Очерки из социально-экономической истории русского города: Тихвинский посад в XVI-XVII вв. М.; Л., 1951. С. 180.
2 Список с жалованной грамоты царя Федора Иоанновича Тихвинскому Успенскому монастырю имеется в копийной книге царских грамот, поступившей в Археографическую комиссию из Новгородского губернского правления. Рукопись в 4°, 106 л., начала XVII в. (Содержание сборника см.: Греков Б.Д. Описание актовых книг, хранящихся в архиве Императорской археографической комиссии. Пг., 1916. С. 68-72).
3 Архив СПб ИИ РАН. Колл. 2. On. 1. Ед. хр. 27. Л. 78-85.
4 См.: 1605 г. августа. Жалованная грамота Лжедмитрия игумену Успенского Тихвинского монастыря Иосифу с братией //Архив СПб ИИ РАН. Колл. 12. Оп. 2. Ед. хр. 52 (список XVII в.). Опубл.: 1) АИ. СПб., 1841. Т. 2. С. 73-76; 2) Сербина К. Н. Очерки... С. 436-439. — По сведениям жалованной грамоты Василия Шуйского, грамота Лжедмитрия была заверена дьяком Корнилой Иевлевым, который, по данным, приведенным С. Б. Веселовским, был дьяком в Великом Новгороде в 1605/06 г. (См.: Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 216).
5 Архив СПб ИИ РАН. Колл. 12. Оп. 2. Ед. хр. 52. Л. 1.
6 1607 г. февраля 11. Жалованная грамота царя Василия Ивановича Шуйского игумену Тихвинского Успенского монастыря Иосифу с братией//Архив СПб ИИ РАН. Колл. 172. On. 1. Ед. хр. 43 (подлинник). Опубл.: Сербина К. И. Очерки... С. 439-443.
7 См. Примеч. 4.
8 «Да список з государевы жалованной с уставной грамоты с таможенной государевых дияков Семена Федорова сына Мишурина да Василья Нелюбова сына Сукова, писано в опришщнину в Великом Новегороде» (Опись монастырского имущества 1640 г. И Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Ед. хр. 71. Л. 66 об.).
9 Семен Мишурин был дьяком в Великом Новгороде с 17 марта 1571 г. (СГГД. М., 1819. Ч. 2. № 43. С. 53), с 26 декабря 1571 по 19 августа 1574 г. дьяком на опричной стороне (см.: Веселовский С.Б. Дьяки... С. 344).
10 Василий Суков также был дьяком на опричной стороне с 20 февраля 1572 г. (см.: Веселовский С. Б. Дьяки... С. 500).
11 ААЭ. СПб., 1836. Т. 1. № 282. С. 320-328.
12 В описи монастырского имущества 1657 г. текст клаузулы с описанием грамоты дополнен: «И тот список в таможне для пошлины» (Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Ед. хр. 166. Л. 72 об.).
13 Архив СПб ИИ РАН. Колл. 172. On. 1. Ед. хр. 43: «Так же есми пожаловал игумена Иосифа з братьею в Тифинском рядку таможною, и замытною, и померною пошлиною,
О. А. Абеленцева. О праве Большого Тихвинского Успенского монастыря... и суд, и дворовое, и позем, и полавочное, и пятно, и явку, и роговую, и привязную, и померною, и весчею, и всякою пошлиною велел збирати в дом пречистые Богородицы и ведати игумену з братьею, а ноугоротцким наместником и их пошлинным людем в ту пошлину вступатися не велел». В описях монастырского имущества XVII в. эта грамота упоминалась второй после жалованной грамоты царя Михаила Федоровича.
14 Законодательные акты Русского государства второй половины XVI-первой половины XVII века. Л., 1988. С. 103. № 100.
15 Там же. С. 116. № 126.
16 О рассмотрении грамоты в этом приказе свидетельствует имя подписавшего ее дьяка. По сведениям С. Б. Веселовского, дьяк Семен Головин служил в приказе по пересмотру жалованных грамот с его образования в 1620 г. по 15 марта 1622 г. (Веселовский С. Б. К вопросу о пересмотре и подтверждении жалованных грамот в 1620-1630 гг. в Сыскных приказах. М., 1907. С. 4-5).
17 Там же. С. 3.
18 Игумен Александр стоял во главе монастыря в 1621-1623 гг. (Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 63).
19 Грамота дошла до нас в списках XVII в.: 1) Дело по челобитью Успенского Тихвинского монастыря архимандрита Макария с братией о том, чтобы жалованные их монастырю грамоты прежних царей подписать на имя нынешних царей Ивана и Петра (РГАДА. Ф. 125. Оп. 2. Ед. хр. 161. Л. 6-11). В деле указано, что эта грамота, как и грамота царя Василия Шуйского была «на листах» (Там же. Л. 2), то есть, если судить по сохранившейся грамоте Василия Шуйского, на двух склеенных листах; 2) Архив СПб ИИ РАН. Колл. 115. Oп. 1.
Ед. хр. 72. Л. 22-32 об.; Ед. хр. 73. Л. 19-26 об.; Ед. хр. 76. Л. 6-17; Ф. 132. Oп. 1. Карт. 2. Ед. хр. 25 (список дефектный, отсутствуют листы в середине и в конце списка).
20 В 1614 г. Тихвинскому Успенскому монастырю были пожалованы земли в Обонежской пятине — Николаевский Шунгской погост в Заонежских погостах и пустоши Николаевского Мостищского монастыря в Антоньевском Дымском погосте по р. Ределе в Перхурьевом конце. Новая грамота включала в себя сведения из жалованной грамоты 1614 г. (не сохранилась) и ввозной грамоты на вотчину в Николаевском Шунгском погосте (Архив СПб ИИ РАН. Колл. 115. Oп. 1. Ед. хр. 72. Л. 13. 1616 г. февраля 24 (список XVII в.)).
21 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Oп. 1. Карт. 2. Ед. хр. 25. Л. 1-1 об.
22 Там же. Колл. 2. On. 1. Ед. хр. 27. Л. .78: «и грамоту жалованную отца нашего и великого князя передо мною положили для того, чтоб нам пожаловати, та их старая грамота велети переписати на свое царево и великого князя имя».
23 Так было указано в подтвердительной записи от 26 сентября 1621 г. на грамоте царя Василия Шуйского (Архив СПб ИИ РАН. К. 172. Oп. 1. Ед. хр. 43. Л. 1 об.).
24 Веселовский С. Б. К вопросу о пересмотре и подтверждении жалованных грамот... С. 7-9.
25 Архив СПб ИИ РАН. Колл. 115. Oп. 1. Ед. хр. 72. Л. 31.
26 То есть в первое воскресенье Великого поста, когда совершается чин Торжества православия.
27 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Ед. хр. 1273.
28 ААЭ. СПб., 1836. Т. 3. № 314. С. 463: «и в тое пошлину, что сбирают под их монастырем на рядку, вступаться не велели».
29 1647 г. мая 29. Жалованная грамота с прочетом царя Алексея Михайловича // Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Oп. 1. Карт. 2. Ед. хр. 226 (подлинник). Л. 1: «А велено с Тихвина монастыря и с рядку пятинных, конских и всяких таможенных пошлин на нас ни збирать, а збирать на Тихвин монастырь по тому, что те пошлины по нашей жаловалной грамоте велено збирать в дом Пречистые Богородицы в Тихвинской монастырь, чтоб от того монастырю оскуденья не было:. А новгородцким намесником и их пошлинным людем в таможенную пошлину вступатца и наших жалованных грамот рудить не велено». Опубл.: ААЭ. СПб., 1836. Т. 4. С. 33. № 20.
30 Изменения коснулись лишь судебных полномочий: «оприч сроку, что написано судити в году на один срок по тому, что по нашему указу монастырем сроки отставлены» (РГАДА. Ф. 125. Оп. 2. Ед. хр. 161. Л. 11).
31 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. On. 1. Карт. 4. Ед. хр. 137. Л. 2: «и вы б из Великого Новагорода для обереганья в тот Тихвин монастырь к ярманке ко Зборному воскресению никово посылать не велели».
32 Седов П.В. 1) Борьба крупных монастырей против отмены тарханов в 1670-х гг. // Духовное, историческое и культурное наследие Кирилло-Белозерского монастыря: К 600-летию основания. СПб., 1998. С. 34—49; 2) Закат Московского царства. СПб., 2006. С. 149-155; Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI-XVII веков (по архиву Троице-Сергиевой Лавры). М., 2004. С. 254.
33 1681 г. июля 11. Указ именной с боярским приговором «О мерах к отвращению убытка казне, происходящего от недобора пошлин с товаров, об отмене таможенных откупов и о поручении сего сбора верным головам и целовальникам»: «12. А в платеже пошлин выписи велеть зачитать такие, кто положит за руками верных голов и за таможенными месячными печатьми, окроме таких выписей, или кто учнет класть с торжков и с ярмонок, на которых ярмонках и торжках пошлины сбирают на монастыри и на вотчинников, выписей никому зачитать не велеть; а велеть с тех товаров, кто какие товары с торжков и с ярмонок привезет, на Москве и во всех городех пошлины имать по указу сполна, чтоб от того Его великого государя казне в таможенных сборех напрасной истери не было. И о том с сего великого государя и боярскаго приговору в Московскую Большую Таможню и в Померную и Мытную избы к головам послать памяти, а в городы к воеводам и к приказным людем его великого государя грамоты, а к таможенным головам памяти ж, и велеть о том на Москве и в городех кликать бирючь по многие дни, чтоб сей великого государя указ всем людем был ведом» (ПСЗ. Собр. первое. СПб., 1830. Т. 2. С. 331. № 876. П. 12).
34 Архив СПб ИИ РАН. Колл. 115. Oп. 1. Ед. хр. 72. Л. 151: «И они де тое таможенную пошлину на монастырь збирали и на те таможенные пошлинные денги свещи и ладон покупали и монастырь и около монастыря город строят, и всякие боевые запасы припасают, и на караулех днем и нощию стоят безпрестанно, и в городы для всяких вестей гоняют их монастырьские люди по тому, что де Тихвин монастырь от немецкого рубежа стоит блиско толко за сто верст, а околные де люди никто им не помогает. И те де своих монастырских людей служек и служебников всяких монастырьских работников они кормят и поят и одевают, и сами они питаются теми же таможенными денгами и по вся годы хлеб покупают рублев ста на триста и болши по тому, что де у них манастырских пашенных земель скудно, а которые де земли у них и есть, и те песошные и не хлебородные».
35 Архив СПб ИИ РАН. Колл. 115. Oп. 1. Ед. хр. 72. Л. 151 об.
36 1683 г. января 20. Жалованная грамота цц. Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны Тихвинскому Успенскому монастырю на право сбора таможенных пошлин//Там же. Л. 149-153 об.
37 1684 г. февраля 26-марта 10. Дело по челобитью Успенского Тихвинского монастыря архимандрита Макария с братией о том, чтобы жалованные их монастырю грамоты на имя прежних царей подписать на имя нынешних царей Иоанна и Петра // РГАДА. Ф. 125. Оп. 2. Ед. хр. 161.
38 Архив СПб ИИ РАН. Колл. 172. Oп. 1. Ед. хр. 43. Л. 1 об.; Сербина К. Н. Очерки-C. 443.
39 ПСЗ. Собр. первое. СПб., 1830. Т. 1. № 107. С. 302-305.
40 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Oп. 1. Карт. 34. Ед. хр. 279.
41 См. Приложение 2.
42 1686 февраля 13. Жалованная грамота цц. Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны архимандриту Тихвинского монастыря Макарию с братией о проведении ярмарки в Тихвинском монастыре с 13 января по 13 февраля и сборе таможенных пошлин в казну монастыря//Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Oп. 1. Карт. 34. Ед. хр. 278. Л. 7-7 об.: «на Тихфинской ярманке таможенные и померные пошлины збирать в тот Тихфин монастырь по прежним вышеписанным жаловалным грамотам блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа России 115-го году и блаженные памяти деда нашего великих государей блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа России самодержца и блаженные ж памяти великого государя святейшаго Филарета Никитича патриарха Московскаго и всеа России 130-го году. А таможенную и померную пошлину збирать им по нашему великих государей указу и по торговому уставу. А ярманке быть в Тихфине монастыре генваря с 13 числа февраля по 13 число. И того четыре недели. А что у них была ярманка в Великой пост, и тое ярманку отставить, и о том для ведома послать наши великих государей грамоты во все городы, чтоб торговые люди о Тихфинской ярманке ведали и в те указные недели на Тихфинскую ярманку торговать приезжали. Для збору таможенных пошлин дана им в Тихфин монастырь на те четыре недели печать из приказа нашие великих государей Болшие казны. И давати им на товары торговым людем выписи во время ярманки за тою печатью и за зборщиковыми руками. И те выписи, на которые товары даны будут во время ярманки на Москве и в городех головам и целовалником зачитать, а буде они выписи не во время ярманки дадут, и тех выписей нигде не зачитать, а имать с тех товаров пошлины по нашему великих государей указу сполна».
43 Архив СПб ИИ РАН. Колл. 12. Оп. 2. Ед. хр. 814 (список XVII в.). Опубл.: ААЭ. Т. 4. С. 426-428. № 289: «и на товары торговым людем из тех монастырей давать выписи во время ярмонки, за теми печатьми и за сборщиковыми руками, те выписи, которыя даны будут во время ярмонки, на Москве и в городех головам и целовалником зачитать. А буде которыя выписи торговым людем даны будут из тех же монастырей не во время ярмонки, и тех выписей на Москве и в городех в таможнях не зачитать, а имать с тех товаров таможенный пошлины по указу великих государей и по Торговому уставу сполна».
44 Там же. Л. 8 об.-9. — См. также: Архив СПб ИИ РАН. Колл. 115. Oп. 1. Ед. хр. 72. Л. 149-153 об.
45 Архив СПб ИИ РАН. Колл. 115. Oп. 1. Ед. хр. 72. Л. 205-206 об.: «И в нынешнем де во 195-м году генваря с 13 числа февраля по 13 число торговых людей с товары на Тихвину в приезде было малое число, и торг был мал, и пошлинной збор был небольшой. И торговые де люди сказали: впредь в те числа к ним на Тихвину для торгу приезжать не будут. И им де Тихвина монастыря и города строить и братству питатьца ничим. Вотчины за монастырем малое, а братство болшое. А пашенных земель скудно, а которые де и есть, и те не хлебородные. По вся годы хлеб и харчи покупали на таможенные зборные деньги. А как де преже сего у них на Тихвине торги были и торговые люди ис торгового вся со всеми товары с Тихвина съезжали в городы торговать и пошлину платят в нашу великих государей казну, а на Тихвине никакие товары не оставляютца. И нашей великих государей казне от их таможенного збору никакие порухи не чинилось».
46 Указ о проведении Тихвинской ярмарки в феврале и марте и выдаче монастырю печатей для заверки выписей на февраль и март месяцы // Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Oп. 1. Карт. 36. Ед. хр. 23. 1687 г. мая 26.
47 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Oп. 1. Карт. 36. Ед. хр. 97. Л. 2.
48 Там же. Колл. 115. Oп. 1. Ед. хр. 72. Л. 244-244 об.
49 Так в ркп. В грамоте 1607 г.: Исад.
50 В рукоп. написано над строкой.


Просмотров: 792

Источник: Абеленцева О.А. О праве большого Тихвинского Успенского монастыря на сбор таможенных пошлин в XVII веке. -14 стр Источник: Русское средневековье: Сборник статей в честь профессора Юрия Георгиевича Алексеева. М.: Древлехранилище, 2012. С. 769-782

statehistory.ru в ЖЖ:

Read Full Article