Кантри-драйв: тест-драйв Volvo V40 Cross Country

Во многом Volvo V40 Cross Country – нетипичный для шведской компании автомобиль. Согласитесь, годами Volvo холило и лелеяло образ надежной, консервативной, нарочито неспортивной машины. Хотя мощные и быстрые модели в портфеле фирмы всегда водились, не они определяли стиль Volvo. И тут, не то чтобы вдруг (вдруг – это, пожалуй, про великолепный S60 2010 года), но все же приятная неожиданность – этакий внедорожный рестайлинг хэтчбека V40. Сам по себе V40 совсем неплох, но несколько мастерских штрихов, кусочков пластика и чуток инженерной хитрости – и получился красавец Cross Country.

Прежде всего, внешний вид. Доставшиеся по наследству от V40 раскосые фары категорически отрицают консерватизм привычных нам по 90-м годам квадратных Volvo; аэродинамический обвес, по задумке, призван намекнуть зрителю на задорный характер хэтчбека; выпуклая корма с наплывами задней оптики и накладками на бампер «под алюминий» — однозначно хороша. Общее впечатление от машины – плотно сбита, рвется в бой, никакой скандинавской флегматичности. Забегая вперед, скажу, что внешние авансы в дальнейшем подтвердились.

Лишь одно замечание касательно экстерьера: неосведомленному человеку непросто опознать модель. На багажнике нет шильдиков, нет их и на кузове. Лишь на накладке заднего бампера отпечатана надпись Cross Country – вряд ли на нее сразу обратишь внимание, особенно если бампер забрызган грязью. А у нас это запросто.

Но назвать Cross Country кроссовером язык не повернется – даже с увеличенным клиренсом максимальный дорожный просвет машины составляет всего лишь 180 мм. Это мало для сколь-нибудь серьезного бездорожья, даже по сухому проселку ехать стоит осторожно – нет-нет, да и черканешь красивым боковым обвесом по засохшей глине. Жалко красоту царапать, ей-богу.

Так что Cross Country – название громкое и даже немного залихватское, но к реальности не имеющее отношения: автомобиль тяготеет к асфальту и другим ровным поверхностям. Впрочем, в отсутствие глубоких ям V40 даст фору по части драйва большинству паркетников, да и многим заряженным седанам также.

В салоне V40 Cross Country не слишком просторно, но впечатляюще уютно. Шведская эргономика – это немецкая эргономика, помноженная на хорошее понимание низких температур за бортом, снежных метелей и толщины зимней одежды. Очень русифицированная эргономика, я бы сказал. Материалы отделки – ничем не хуже, чем у значительно более дорогого Lexus RX350, например. Цветовая гамма радует глаз. Обивка оттенка «Необработанная бронза» с контрастной прострочкой, уверен, покорит не одно женское сердце. Словом, выходить из Cross Country не хочется. Все как-то к месту, сдержанно и со вкусом.

Volvo V40 Cross Country старается не отставать от прогресса: к вашим услугам три графических варианта панели приборов, от ярко-красного тревожного «Perfomance» до спокойно-зеленого «Eco» или нейтрально-желтого «Elegance».

Ну а теперь за дело, то есть за баранку. V40 Cross Country (равно как и изначальный V40) построен на глубоко модернизированной платформе Ford C1, знакомой по моделям Ford Focus, Mazda 3 и Volvo S40. А все эти машины, как известно, едут весело и с азартом. Проверим.

Поначалу темперамент двухлитрового мотора не кажется чрезмерным. Машина едет, коробка переключается. Солнце светит, а трава растет. Потом пришло понимание: на педаль газа нужно давить получше, а адаптивная коробка постепенно сама догадается, что от нее хотят. И вот тут-то все стало по другому…

Наш тестовый автомобиль — полноприводный, с двигателем 2 литра, 213 л.с. и 300 Нм крутящего момента (версия Т5). Такая машина разгоняется до 100 км/ч всего за 7.2 секунды. Так вот, мне не очень понятно, зачем в линейке Volvo есть еще и комплектация с двигателем 2.5 л/249 л.с./400 Нм. Потому что наша машина выстреливает с хода так хорошо, что решительно забываешь о солидной снаряженной массе – более полутора тонн. Едет Cross Country очень бодро, особенно если переключить коробку в спортивный режим.

Пять шведских цилиндров дают неповторимый звук при «форсаже» — даже и не знаю, с чем сравнить: не такой басовито-рычащий, как у BMW, но и не пронзительно-надрывный, как у Honda. Пожалуй, что-то авиационное есть в посвисте единственной турбины, подгоняющей Cross Country к неизведанным далям. Хэтчбек отлично реагирует на педаль в ручном режиме АКПП, руль неожиданно резкий и точный (ну никак не ожидаешь от автомобиля некогда совершенно семейной, неторопливой марки таких спортивных замашек). В данном случае низкий профиль колес обеспечивает потрясающую управляемость на шоссе.

Мотор и рулевое в сочетании с цепкими, мощными тормозами создают ощущение вседозволенности: Volvo V40 Cross Country на удивление легок на подъем. С перекрестка уходим на приятном звуке набора оборотов, оставляя далеко позади солидные внедорожники и городские седаны. Да здравствует турбина! Главное – не испугаться неожиданного зуммера системы оповещения об опасном сближении с препятствием, и мигания красных сигналов на лобовом стекле.

Как ни увлекательно было обгонять зазнавшиеся бизнес-седаны на шоссе – в гору или под гору, неважно – настала пора дать бой бездорожью. В целом Cross Country создан для хороших дорог, в лучшем случае – мокрого асфальта, неглубокого снега, легкого бездорожья. Полный привод и векторное перенаправление тяги – отличное оружие для уверенного прохождения поворотов, скользких подъемов, преодоления зимних коллизий, но никак не штурма деревенских буераков. Тем не менее, на V40 Cross Country установлена система полного привода Haldex самого последнего, пятого поколения; машина обладает отличной геометрией задней части; к услугам водителя электронный ассистент, страхующий при спуске с горы. Сторонние тесты говорят нам о том, что у Cross Country нет проблем с диагональным вывешиванием колес: умная AWD всегда исхитрится задействовать хотя бы одно, нагруженное колесо и сдвинуть машину с места.

Немного о ценах. Самый доступный Volvo V40 Cross Country в России оснащен двухлитровым турбомотором 180 л. с. и лишь передним приводом. За такой хэтчбек формального гольф-класса попросят от 1189 т.р.

При мощности в 213 л.с. и системе AWD наш герой потребует не менее 1279 т.р., а вариант с 2,5-литровым двигателем 249 л. с. приближают цену Cross Country к полутора миллионам. И далее вперед – в зависимости от потребностей и фантазии. Как нам объяснили, если пренебречь избыточностью электронных помощников и разнообразных элементов роскоши, оставив в активе лишь достаточно мощный мотор 213 л.с., полный привод и базовый набор полезных улучшений, такой заманчивый Cross Country можно купить примерно за 1600-1700 т.р.

Напомним также, что V40 – первый в мире автомобиль, снабженный подушкой безопасности для защиты… пешеходов. При столкновении машины с пешеходом крепления задней части капота раскрываются, он поднимается за счет надуваемой подушки, которая покрывает зону под капотом. А как известно, именно в область кромки капота и передних стоек обычно бьются неожиданно выскочившие под колеса пешеходы. В России, как минимум, такая опция совсем не лишняя.

Прямых конкурентов у V40 Cross Country немного. Можно вспомнить MINI Cooper S Countryman: 184 л.с. и также полный привод. Хотя MINI – все же больше кроссовер, притом на 26 см короче Volvo.

Другой соперник — кроссовер Subaru XV с мотором 150 л.с. и бесступенчатым вариатором. Преимущество Subaru в солидном просвете в 220 мм и коротких свесах, недостатки — слабые моторы и заметно более бедное оснащение.

Стоит упомянуть еще два крупных универсала повышенной проходимости: это Audi A4 Allroad и Volkswagen Passat Alltrack. Пожалуй, именно они, а также недавно появившийся BMW X1, и являются реальными конкурентами Volvo V40 Cross Country.

Но при этом Cross Country остается, на мой взгляд, недосягаемым в плане сочетания уникального шведского комфорта, нескучного фирменного дизайна и агрессивного драйва, в котором хэтчбек не уступит немецким аналогам.